«ЗА СТРАНИЦАМИ ШКОЛЬНОГО УЧЕБНИКА»
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Направление образовательной деятельности – естественнонаучная.
Название программы «ЗА СТРАНИЦАМИ ШКОЛЬНОГО УЧЕБНИКА»
Аннотация на программу:
Принципы, основные идеи на которых строится программа
Учитель математики не может ограничивать рамки своей работы только обучением детей в классе. Чтобы быть хорошим учителем и воспитателем учащихся, необходимо не только прививать им определённую сумму математических знаний, но и учить их общественно-трудовым навыкам и будить творческую активную мысль. Сейчас, когда поставлена задача укрепления связи школы с жизнью, внеклассная работа должна быть неотъемлемой частью всего педагогического процесса. Надо постоянно воспитывать у детей стремление к труду, к учёбе, настойчивость в преодолении трудностей и интерес к посильной исследовательской работе. Для всего этого внеклассная работа даёт большое поле творческой деятельности.
В каждом классе имеются учащиеся, которые хотели бы узнать больше того, что они обычно получают на уроке. Одних учеников интересуют исторические факты, связанные с происхождением и развитием отдельных математических понятий, других прикладные вопросы математики, использование математических приёмов в технике и на производстве.
Учащиеся, с интересом относящиеся к изучению математики, всегда имеют влечение к задачам повышенной трудности и охотно принимают участие в математических олимпиадах. Среди них есть и такие, которые, обладая математическими способностями, легко усваивают серьёзные вопросы математики, выходящие за рамки средней школы.
Внеклассная работа имеет свои особенности. В то время как классные занятия строятся по единым программам, внеклассные - учитывают запросы отдельной группы учащихся и индивидуальные наклонности каждого ученика в отдельности. Эти занятия организуются на строго добровольных началах, проводятся в разнообразных формах и позволяют учащемуся проявлять свой интерес к определённым видам занятий или труда, предусмотренным планом внеклассной работы.
2. Целевое назначение программы
- вызвать интерес учащихся к предмету;
- укрепление математических знаний учащихся, полученных ими на уроке;
- расширение математического кругозора детей;
- развитие творческих способностей учащихся;
- привитие навыков самостоятельной работы и тем самым повышение качества математической подготовки учащихся.
Задачи:
- обеспечить каждого ученика практическими заданиями соответственно его силам и способностям;
- рассматривать на занятиях кружка или теоретические вопросы, не входящие в школьную программу, или углубление отдельных понятий, привлекая к выступлениям учащихся, расширяя тем самым их кругозор;
- привлекать учащихся к самостоятельной творческой работе, приучить их к чтению научно-популярной литературы, самостоятельной работе над учебником и подбору материала из разных пособий и к самостоятельному углублению материала, который изучался на уроке;
- на занятиях кружка подробнее рассказывать о жизни и деятельности отечественных и зарубежных учёных математиков, и, таким образом воспитывать у учащихся чувство интернационализма, национальной гордости и патриотизма;
- вовлекать участников кружка в общественно-полезную работу школы: выпуск математических газет, проведение тематических вечеров, занятия с отстающими, изготовление математических моделей и др.;
- проводить в течение года математические олимпиады, турниры, конкурсы для того, чтоб выявить учащихся, умеющих виртуозно и рационально использовать теоретический материал при решении задач повышенной сложности.
3. Организационно-педагогические основы обучения
Программа рассчитана на 1 год.
Возраст детей: 13-15 лет
Заниматься могут все желающие из этих и других классов.
Режим работы: 2 раз в неделю по 2 часа (45 минут), перерыв 10-15 минут.
Занятия одного заседания математического кружка может быть построено по плану:
1. Доклад одного из участников кружка на 5-10 минут по истории математики (более не целесообразно); сообщение руководителя или участника кружка по теме занятия;
2. Решение задач по теме занятия, в том числе повышенной трудности;
3. Решение задач занимательного характера и задач на смекалку;
4. Ознакомление участников кружка с задачами, предлагавшимися на региональный экзамен, ГИА, что поможет учащимся составить конкретное представление о требованиях по математике при сдаче экзаменов.
5. Ответы на разные вопросы учащихся.
Возможно, одному из этих пунктов посвятить всё занятие по необходимости.
Литература для педагога
- Подашов А.П. «Вопросы внеклассной работы по математике в школе», М.: Учпедгиз, 1962.
- Балк М.Б., Балк Г.Д. «Математика после уроков. Пособие для учителей», М.: Просвещение, 1971.
- Петраков И.С. «Математические кружки в 8 -10 классах. Книга для учителя», М.: Просвещение, 1987.
- Журнал «Математика в школе».
- Газета «Математика», приложение к газете «1 сентября».
Литература для учащихся и педагога
Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. «Математическая шкатулка», Просвещение, 1984.
Мартин Гарднер «Математические головоломки и развлечения», М.: Мир, 1999.
Иоханнес Леман «Увлекательная математика», М.: Знание, 1985.
Кордемский Б.А. «Великие жизни в математике». Книга для учащихся 8-11 кл. М.: Просвещение,1995Дидактический материал
Серия «Умникам и умницам»:
«365 задач для эрудитов», «365 задач на смекалку», «365 логических игр и задач», «365 игр и фокусов», М.:АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2004.
6. Материалы Всесоюзной заочной математической школы при МГУ(методические разработки для учащихся), ВЗМШ АПН СССР, 1989, 1990.
Статус программы модифицированная
Составитель: Кабаева Надежда Александровна, педагог дополнительного образования, учитель математики МБОУ «Борискинская основная общеобразовательная школа»